Игровая психотерапия

Что такое игровая терапия

Игровая терапия — это вид психологической (психотерапевтической) помощи, реализуемый специально подготовленным специалистом (игровым терапевтом), с целью разрешения тех или иных психологических проблем путем создания, поддержания и развития терапевтических отношений с клиентом (пациентом) в ходе широкой понимаемой игровой деятельности.  

Почему именно игровая терапия? 

Игра является естественным средством выражения для ребенка. Ребенок не всегда способен выразить словами, что его беспокоит, но он может отыграть и пережить все, что его волнует в игре. Игра строит мостик между конкретным переживанием и абстрактной мыслью. Наблюдая за тем, как, во что, и с кем играет ребенок, можно предположить, что с ним происходит, что его тревожит. Например, девочка, в игровой комнате все время звонит по игрушечному телефону папе, но тот, по ее словам,  не берет трубку. Ребенок бросает телефон и сильно сердится. Это повторяется на нескольких встречах. Можно предположить, что что-то не нравится девочке в их отношениях с отцом. С помощью игры дети учатся справляться с ситуацией. Проигрывая одну и ту же историю несколько раз, ребенок освобождается от скрываемых эмоций и  подавленных чувств.Через игру дети приобретают чувство контроля и мастерства. Для того, чтобы быть успешным, необходимо чувствовать, что ты можешь что-то делать сам. Ребенок в игровой комнате, если речь идет о недирективной  игровой терапии, сам принимает решение, чем и как ему заниматься. И что бы ни выбрал ребенок, это будет безоговорочно принято терапевтом. На этой колоссальной поддержке, принятии и вере в ребенка, что он способен справляться с чем-то очень трудным, и строится игровая терапия. 

Каким детям показана игровая терапия? 

Как правило, этот метод очень хорошо работает с детьми от двух-трех лет и до десяти-одиннадцати. Это период, когда ребенок активно играет.Спектр применения игровой психотерапии очень большой. Это могут быть трудности, переживаемые ребенком и родителями в кризисные моменты развития, сложная адаптация к новой жизненной ситуации (переезд, рождение другого ребенка, новое образовательное учреждение, развод родителей и т.п., трудности привыкания к приемной семье), переживание утраты, горя, переживание физического насилия, поведенческие проблемы, проблемы во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.Ребенок часто попадает в ситуации, с которыми ему необходимо так или иначе справляться. Так он растет, развивается, взрослеет. Но бывает, что не справляется, потому что сталкивается с чем-то, что слишком сильно тревожит его. Например, в семье произошли перемены – родился второй ребенок. Это трудный период для старшего. Вся семья радуется, бабушки, дедушки, знакомые умиляются малышу, носят его на руках. А что же старший ребенок? У него может быть много чувств – радость – все радуются, сожаление, ревность и даже гнев, чувство вины за свой гнев.  Осознать и выразить все эти переживания не может ни один ребенок – у него еще нет большого жизненного опыта. Поэтому появляются капризы, ребенок становится неуправляемым, может начать часто болеть, конфликтовать со сверстниками. Это все симптомы неблагополучного эмоционального состояния. 

Когда следует обращаться к игровому терапевту? 

Будьте внимательны к своим детям. Если у ребенка поменялось поведение – был нежным и ласковым, и вдруг стал драчливым, беспокойным, если у ребенка резко изменилось настроение -  появилась подавленность, апатия, ничего не хочет, если произошло какое-то значимое событие – например, развод родителей, если ребенок пережил травматический опыт – насилие, смерть близкого – ему требуется помощь. Хорошо, если это будет игровая терапия.